✅ КАК ОБЩЕСТВО СТАНОВИТСЯ ЧАХЛЫМ, или КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ, ОТРЕКАЯСЬ ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ
В обычном понимании, которое принято в этом мире, которое, в общем-то, проистекает из Вед (потому что всё проистекает из Вед), человек выполняет определенные обязанности, и это исполнение обязанностей продиктовано определенными желаниями, которые у человека есть. То есть человек, имеющий материалистическое мировоззрение (сознание), не может выполнять обязанности бескорыстно. За любыми обязанностями стоят определенные желания. А поскольку у преданных нет никаких материальных желаний, то они и не хотят ничего делать особо. Логика железная.
Материалисты суетятся, надрывают, так сказать, свои жилы, потому что они хотят наслаждаться женщинами, уютным домом, хотят, чтобы у них было много всяких вещей, богатства. А преданным ничего не надо. Преданный получил милость Гаурахари, Шрилы Прабхупады; на прасад, в общем-то, хватает (прасад у преданных нормальный, натуральный — овощи, зерно, в общем-то, дорого не стоит). Можно так немножко сделать вид, что поработал, чтобы была денежка на насущные потребности. Жена тоже особо не пристает, потому что преданная: не положено приставать, мужа шпынять ради материального прогресса, как это обычно делают женщины в материальном мире. Поэтому обязанностей, в общем-то, особо и нет. И за счет этого общество становится чахлым, потому что, когда люди ничего не хотят, уходит жизненная сила, уходит какая-либо перспектива.
У человека должны быть какие-то стремления: либо материальные, либо духовные. И духовные стремления внешне мало чем отличаются от материальных, потому что, чтобы сделать что-то духовное, нужно опять же заработать денежку, арендовать какое-то помещение, пригласить людей... Люди приходят, они смотрят, кто тут, видят каких-нибудь убогих и думают: «Зачем я сюда пришел?» Значит, выглядеть тоже надо нормально. И, самое главное, надо иметь умонастроение человека, который в этом мире чего-то стоит и добивается. Тогда привлекается определенный тип людей — разумных и способных чего-то добиваться в жизни.
А если у преданного отключается вот это волеизъявление, то тогда — беда, тогда общество становится дряхлым и никчемным. Поэтому Кришна говорит интересную вещь. Он говорит о преданном, который обрел удовлетворение в самом себе, то есть о преданном, который мантру повторяет — и ему хорошо, ему больше ничего не надо. Это замечательное состояние. Уникальное. Ничего подобного в материальном мире нет. Когда человек просто соприкасается с определенной реальностью, с некой своей духовной семьей, даже с именами этой семьи, и он чувствует освобождение, чувствует, что Кришна заберет его из этого мира (мира рождения и смерти).
Но секрет заключается в том (и дальше Кришна будет говорить об этом), что хотя у преданного нет материальных обязанностей (потому что материальные обязанности продиктованы материальными желаниями), — у него есть духовные обязанности. И духовные обязанности — это не только служение Божеству или повторение мантры. Обязанность перед духовным учителем распространяется на гораздо большую сферу. В духовные обязанности входит: зарабатывать деньги, что-то строить... Потому что преданный всё посвящает Кришне, а не только то, что относится к религиозной сфере, к ритуалам. Преданный посвящает Кришне также свои отношения. И не только со своей женой-преданной и другими преданными, но и с обычными людьми.
Всё это нужно научиться посвящать Кришне. Как это делать — это очень важная наука и искусство, которое необходимо нам освоить. Потому что в противном случае мы оказываемся между двумя мирами: материальных обязанностей у нас уже нет (нет никакого, так сказать, шакти что-то делать в материальном мире), а что такое духовные обязанности в карма-йоге в сознании Кришны, мы не поняли.
Е.С. Бхактиведанта Садху Свами,
из лекции «Карма-йога в СК (БГ 3.17)», 2021-06-02